Отдых в Почаеве
ПОЧАЕВ... ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Почаев, известен прежде всего своим монастырем и иконой Почаевской Богоматери. Вместе с Софией Киевской этот монастырь - главнейшая святыня православной Украины (сегодня принадлежит Московскому патриархату). Почаевская Лавра известна с 13 в. Летописи вспоминают про первых монахов, которые появились тут в 1240-1241 гг., спасаясь от татаро-монголов. Первыми помещениями монастыря были пещеры в толще гор... Именно тогда, по легенде и появилась инокам Богоматерь в огненном столбе над Почаевской горой, после чего на одной из скал остался ее след... Почаевская Лавра - одно из известнейших в Украине мест паломничества: в праздник Успения (28 августа) и преподобного Иова (10 сентября). К ее святыням относятся Оттиск стопы Матери Божьей с источником целебной воды, ее чудотворная икона и мощи преподобного Иова.
Другие выдающиеся сооружения - Успенский собор (1771-83гг.), арх. Г. Гофман, в стиле классицизма; Святотроиькая церковь (1649г.), Троицкий собор (1906-12гг.), арх. О. Щусев; кельи (1771-80гг.); Архиерейский дом (1825г.); колокольня (1861-71гг.) высотой 65 м; корпус над воротами (1835г.); типография (1618г.), в которой К. Ставровецкий-Транквилион напечатал "Зерцало Богословия". Святыня богатая живописью, скульптурой, оригинальными орнаментами. В Почаеве расположены также деревянная Покровская церковь (1643г.), Всехсвятская церковь (1773-75гг.) в стиле барокко, краеведческий музей.
ИСТОРИЯ ПОЧАЕВА
Название «Почаев» происходит, по одной версии, от принесенного киевскими иноками имени р. Почайны, в которой Св. князь Владимир крестил в 988 г. киевлян, а по другой — от сократившегося в разговорной украинской речи выражения «Поча (по-рус.: «стала») Діва творити чудеса». Документально известный с 1450г. Почаев чтился с древности. Под 1527 г. в письменных источниках упоминаются здешние ярмарки, собиравшие людей в Успение Божией Матери. Под 1557 г. в документах говорится, что ярмарки эти проводятся «издревле», а на нынешней лаврской (Почаевской) горе давно существует каменная Успенская церковь. В 1559 г. в имении жившей неподалеку помещицы Анны Гойской по настойчивой просьбе хозяйки останавливался ехавший в Москву греческий митрополит Неофит. В благодарность за глубокое гостеприимство он оставил Гойской древнюю икону Божией Матери, которую вез с собой. Спустя 30 лет от образа стал исходить чудесный свет. Слепорожденный брат Гойской Филипп, приложившись к святыне, прозрел. Тогда, собрав православное духовенство и мирян, Гойская с крестным ходом и пением перенесла икону в Почаев, устроила в 1597 г. для рассеянных там по пещерам и лесам иноков общежительный монастырь при вышеуказанной Успенской церкви и снабдила последний всем необходимым. Первым документально известным игуменом этой обители стал бежавший сюда в 1604 г. от мирской славы Преп. Иов († 1651 г.) — знаменитый к тому времени на Волыни подвижник, которого почаевская братия единодушно избрала своим аввой. Много сил отдал Преподобный благоустройству и защите монастыря от притеснений, писал полемические сочинения, был великим молитвенником и аскетом, подвизался в пещере (его первый биограф и преемник по игуменству Досифей однажды в течение двух часов созерцал дивный свет, исходивший из указанной пещеры во время молитвы там подвижника). Трудами Преп. Иова, Почаев стал в условиях противостояния в Украине католицизма и православия крепкой твердыней последнего.